09 декабря 2017

Антонимы

Тема урока: Антонимы Тип урока: изучение нового материала
Цели: 1) усвоить понятие «антонимы», их роль в речи;
2) выработать умение подбирать антонимы, строить антонимические ряды, показать роль антонимов в речи;
3) воспитывать лингвистическое чутье, уважительное отношение к лексическим запасам языка.
Планируемые результаты:
личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.
метапредметные:
регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные: отрабатывать навыки поиска необходимой информации и аргументации выдвинутых положений, закреплять умения находить различные лексические единицы языка;
коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственную позицию и соотносить со своим жизненным опытом.
предметные: научиться различать лексические оттенки антонимов, видеть их стилевую неоднородность, употреблять антонимы в речи, работать со словарем антонимов.
Понятия: лексическое значение слова, лексика, прямое и переносное значение, омонимы, синонимы, антитеза, значение приставки «анти».
Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод поискового обобщения.
Вид используемых ИКТ: презентация.
Методическое назначение ИКТ: развивать интерес, расширить познавательные потребности обучаемых. Повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Используемые Интернет-ресурсы; http://teen.fio.ru/index.php?c=831 , http://www.slovari.ru/.
Оборудование: мультимедиа (презентация «Антонимы»), словарь антонимов русского языка, Толковый словарь С.И.Ожегова, Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки / сост. А.А.Разумов.
Этап урока
Методы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предполагаемые результаты УУД
1.Постановка общей дидакти-ческой цели
Устная фронтальная работа,
работа в парах по карточкам
Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели урока, учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.
1.Работа в парах. Повторение основных лексических единиц.
2.Устная работа. Проверка знания теоретического материала по теме «Лексика»
Восстановите «слепые предложения».
Слова одной и той же части речи, одинаковые по ________и_____, но совершенно разные по________, называются_______. Синонимы – слова,________ по-разному, но___________по значению.
Вспомнить определения основных лексических понятий
Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»
Регулятивные: адекватно воспринимать  ответы одноклассников
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: адекватно оценивать речь
2.Предъявле-ние нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия.
Словесно-иллюстративный
Эвристический, метод поискового обобщения
1.Слово учителя.
- Вы уже знаете многие лексические разряды: многозначные слова, омонимы, синонимы. Познакомимся еще с одним разрядом слов – антонимами. Попробуйте сами догадаться, в чем особенность антонимов. Вторая часть слова понятна – она означает «имя». Узнать значение первой части может помочь география.
2.Беседа.
- Как называется области Земли, расположенные у полюсов? (Арктика и Антарктика).
3. Комментарий
Это вечно холодные области находятся друг против друга, у противоположных полюсов Земли.
Название Арктика произошло от греческого слова арктос- медведица. При чем тут медведица? Дело в том, что Арктика расположена под созвездием Большая Медведица. Слово Антарктида означает «напротив Арктики» (анти- против). Часто в литературе используется такой изобразительный прием, который называется АНТИТЕЗА. Например, в стихотворении поэта А. Блока используется выразительная и в то же время понятная стихотворная строка     «Черный вечер – Белый снег». Ребята, часто в устном народном творчестве мы встречаем это средство, приведите примеры: «не близко, не далеко», «долго ли, коротко ли».
- Так что же такое антонимы?
4. Работа с учебником.
Наблюдение над материалом параграфа.
Воспринимают информацию учителя


Выдвигают предположения знакомятся с новым понятием, осмысливают




Запоминают определение нового термина, приводят примеры антонимов.
Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»
Регулятивные: субъективное открытие лингвистической закономерности
Познавательные: поиск необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: понимать возможность различных позиций
3.Органи-зация и самоорга-низация учебного материала и создание условий для его осознан-ного восприятия.
Исследовате-льский, практический, познавательно-рефлексивный





Работа в группах.
Учитель организует группы, учитывая  уровень мотивированности учащихся.

1.Найдите в словаре В.И. Даля «Русские пословицы и поговорки» пословицы, построенные на приёме антитезы. (Возможные варианты: «Делу время -потехе час»; «Тише едешь -дальше будешь»).

2.Найдите третье лишнее слово. По какому основанию оно лишнее?
ü  Бросать, кидать, ловить
ü  Шалун, тихоня, озорник
ü  Луна, месяц, солнце
ü  Алфавит, азбука, графика
ü  Лексика, словарь, синонимы
ü  Громадный, гигантский, маленький
ü  Храбрость, трусость, мужество

3.  Подберите к словам антонимы, составьте словосочетания.
Восточный, длинный, находка, прямой, брать, мало, острый, тот, зимой, вчера, друг, близко.

4. Найдите продолжение пословиц. Запишите  2-3. Расставьте знаки препинания. Подчеркните антонимы.

1.Ученье свет
1 а за глаза не кори.
2 Мягко стелет
2 а неученье тьма.
3 В глаза не хвали
3 да жестко спать.
4 Сытый голодного
4 а большое потерял.
5 За маленьким погнался
5 а больше делай.
6 Меньше говори
6 не разумеет.

Физминутка.  Игра «Подберите  к словам антонимы»
(по ходу игры учитель называет слова, учащиеся  каждого ряда стоя поочередно называют антонимы,  остальные  при правильном ответе хлопают в ладоши, топают).

Консультанты получают алгоритм и критерии выполнения самостоятельной работы


Проводят выборочную работу, тренируют логическое мышление, внимание, быстроту реакции, пополняют словарный запас.












Развивают речь, формируют навыки пунктуационной грамотности.


















Снимают физическое и эмоциональное напряжения
Личностные: формирование аналитического и логического мышления
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: структурирование знаний
Коммуникативные: умение приходить к общему решению в процессе деятельности.


4.Организа-ция обратной связи, конт-
роль за усвоением содержа-
ния учебного материала и самокон-троль.
Самоконтроль, взаимоконтроль с использованием эталонных ответов
Подведение итогов работы в группах.
Выявить качество и уровень овладения знаниями
Работа учителя с консультантами от каждой группы.
Коррекция, объяснение типичных ошибок, отработка сложных вопросов посредством  дополнительных практических заданий со всем классом.
 Оценивание.
Консультанты представляют учителю выполненные задания,
учащиеся слушают комментарий, корректируют свои работы, отрабатывают умения
Личностные: формирование позитивной оценки познавательной деятельности
Регулятивные: адекватно воспринимать  оценку учителя
Познавательные: решение общей учебной задачи
Коммуникативные: позитивная оценка деятельности одноклассников
5.Подготовка учащихся  к работе вне школы
Контроль познавательной рефлексии


















Словесный, практический
Подведение итогов работы в группах.
Выявить качество и уровень овладения знаниями
Работа учителя с консультантами от каждой группы.
Коррекция, объяснение типичных ошибок, отработка сложных вопросов посредством  дополнительных практических заданий со всем классом.
 Оценивание.
Рефлексия урока
Сегодня я узнал(а)…                                
Я задумался(ась), о том...                                
У меня получилось…
Было интересно…                                    
Я научился(ась)…

Домашнее задание.
Повторить теоретический материал урока по учебнику.
1 вариант. Выписать из любого источника информации (словари, Интернет и др.) пословицы и поговорки, построенные по принципу антитезы разных тематических групп  ( например: « Труд», «Учение», «Природа»).
2 вариант.  Проиллюстрируйте одну из пословиц, построенную по принципу антонимии.

Самоанализ




















Получают установку на выполнение домашнего задания, записывают

Личностные:
Формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и самопонимания
Регулятивные
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: структурирование знаний
Коммуникативные: умение задавать вопросы, прогнозировать ход выполнения домашнего задания.

Карточки для работы в группах.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
1.Найдите в словаре В.И. Даля «Русские пословицы и поговорки» пословицы, построенные на приёме антитезы. (Возможные варианты: «Делу время -потехе час»; «Тише едешь -дальше будешь»).
2.Найдите третье лишнее слово. По какому основанию оно лишнее?
-Бросать, кидать, ловить
-Шалун, тихоня, озорник
-Луна, месяц, солнце
-Алфавит, азбука, графика
-Лексика, словарь, синонимы
-Громадный, гигантский, маленький
-Храбрость, трусость, мужество
1 Подберите к словам антонимы, составьте словосочетания.
Мало, острый, тот, зимой, вчера, друг, близко, восточный, длинный, находка, прямой, брать. 
4. Найдите продолжение пословиц. Запишите  2-3. Расставьте знаки препинания. Подчеркните антонимы.

1.Ученье свет
1. а за глаза не кори.
2 Мягко стелет
2 а неученье- тьма.
3 В глаза не хвали
3 да жестко спать.
4 Сытый голодного
4 а большое потерял.
5 За маленьким погнался
5 а больше делай.
6 Меньше говори
6 не разумеет.
Карточка – рефлексия

Сегодня я узнал(а)…
Я задумался(ась), о том...
У меня получилось…
Было интересно…
Я научился(ась)…
Сегодня я узнал(а)…
Я задумался(ась), о том...
У меня получилось…
Было интересно…
Я научился(ась)…
Сегодня я узнал(а)…
Я задумался(ась), о том...
У меня получилось…
Было интересно…
Я научился(ась)…

2 комментария:

  1. Косарев Андрей Сергеевич12 декабря 2017 г., 15:19

    Замечательный урок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стараюсь,чтобы моим ученикам было интересно.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...