Профстандарт педагога

При осуществлении трудовой функции педагог должен
Выполнять трудовые действия:
-Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
-Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования
-Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
-Планирование и проведение учебных занятий
-Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
-Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
-Формирование универсальных учебных действий
-Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
-Формирование мотивации к обучению
-Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Иметь необходимые умения:
-Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
-Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
-Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
-Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
-Владеть ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
-Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Иметь необходимые знания:
-Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
-История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
-Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
-Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
-Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
-Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
-Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
-Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
-Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; Конвенция о правах ребенка; Трудовое законодательство


При осуществлении воспитательной деятельности педагог (учитель, воспитатель) должен:
Выполнять трудовые действия:
-Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
-Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
-Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
-Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
-Проектирование и реализация воспитательных программ
-Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
-Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
-Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
-Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
-Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
-Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
-Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Иметь необходимые умения:
-Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
-Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
-Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
-Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
-Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
-Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
-Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
-Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
-Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Иметь необходимые знания:
-Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
-История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
-Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
-Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
-Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
-Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
-Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)


При осуществлении развивающей деятельности педагог (учитель, воспитатель) должен:
Выполнять трудовые действия:
-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе.
-Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
-Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
-Оказание адресной помощи обучающимся.
-Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
-Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
-Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
-Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
-Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
-Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.

Иметь необходимые умения:
-Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
-Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
-Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
-Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
-Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
-Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
-Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
-Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.
-Формировать детско-взрослые сообщества.

Иметь необходимые знания:
-Педагогические закономерности организации образовательного процесса.
-Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
-Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.
-Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ.
-Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
-Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
-Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.


В профстандарте педагога представлены требования к учителю основной и средней школы, отражающие специфику его деятельности. Согласно профстандарту педагога УЧИТЕЛЬ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ должен
выполнять следующие трудовые функции:
-Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования.
-Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
-Определение: на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития; совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся.
-Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования.
-Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения.
-Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.
-Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
Учитель должен уметь:
-Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
-Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
-Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой.
-Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение.
-Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую.
-Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности.
-Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе.
-Использовать:
современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования.
-Владеть:
основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
методами убеждения, аргументации своей позиции;
технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
-Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками.
Учитель должен знать:
-основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета);
-программы и учебники по преподаваемому предмету;
-теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
-методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения;
-основы экологии, экономики, социологии;
-Правила внутреннего распорядка;
-Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды.


Учитывая особые место и роль в среднем общем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделяются профессиональные стандарты УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ и УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА


Согласно профстандарту педагога УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА должен выполнять следующие трудовые действия:
-Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации.
-Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».
-Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»).
-Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.
-Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства.
-Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
-Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся; участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов.
-Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.).
-Формирование у обучающихся установки на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате; умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав; культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.


Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка должен иметь следующие умения:
-Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному.
-Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.
-Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона; к родным языкам обучающихся.
-Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.
-Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека.
Иметь необходимые знания:
-основ лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
-представления о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений;
-теории и методики преподавания русского языка;
-контекстной языковой нормы;
-стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...